- Государственная служба в системе власти и государственного управления
- Концепция дихотомии государственной власти
- Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
- Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
- Структура теории и методологии государственной службы
- Понятие «государственная служба» Характер государственной службы
- Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
- Государственная служба как социальный институт
- Государственная служба как правовой институт Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
- Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
- Сущность и структура системы государственной службы современной России
- Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
- Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
- Структура и особенности федеральной государственной службы Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
- Государственная служба федеральной исполнительной власти
- Государственная служба судебной ветви власти
- Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
- Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
- Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
- Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
- Государственный служащий: понятие, признаки
- Классификация государственных служащих Российской Федерации
- Признаки государственной должности
- Квалификационные требования к должностям
- Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
- Теоретические основы прохождения государственной службы
- Основные типы процесса прохождения государственной службы Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
- Организация прохождения государственной службы
- Статус государственного служащего: понятие и классификация
- Сущность и признаки социального статуса государственного служащего Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
- Основные обязанности гражданского служащего
- Ограничения, связанные с гражданской службой
- Запреты, связанные с гражданской службой
- Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
- Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
- Субъекты и объекты управления
- Федеральный уровень управления
- Уровень управления субъектов РФ
- Повышение эффективности системы управления государственной службой России
- Теоретические основы реформирования государственной службы
- Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
- Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
- Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
- Теоретические основы государственной кадровой политики
- Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
- Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
- Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России Субъекты и объекты государственной кадровой политики
- Объекты государственной кадровой политики
- Основные принципы реализации государственной кадровой политики Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
- Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
- Механизм организационного обеспечения кадровой политики
- Научно-исследовательский механизм кадровой политики
- Сущность, задачи и принципы кадровой политики
- Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
- Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
- Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
- Кадровая служба государственного органа
- Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
- Теоретические и организационные основы отбора персонала
- Способы замещения государственных должностей
- Методика оценки персонала государственной службы
- Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу Аттестация на гражданской службе
- Квалификационный экзамен гражданских служащих
- Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
- Порядок формирования и подготовки кадрового резерва Особенности формирования резерва управленческих кадров
- Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
- Продвижение по службе
- Кадровые технологии
- Факторы служебного роста
- Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
- Организация дополнительного профессионального образования
- Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
- Аспекты коррупции
- Формы проявления коррупции
- Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
- Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
- Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
- Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
- Принцип служения государству и обществу
- Нравственные проблемы государственных служащих
- Государственная гражданская служба в Великобритании
- Государственная гражданская служба во Франции
- Государственная гражданская служба в ФРГ
- Управление государственной службой в зарубежных странах Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
- Кадровая политика на государственной службе во Франции
- Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
- Кадровая политика в сфере государственной службы в США
- Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
- Государственная служба в царской России
- Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
- Государственная служба в партийно-советский период
Теоретико-методологические основы государственной службы
- Общенаучные подходы к теории государственной службы
Государственная служба как социально — правовой институт и профессиональная служебная деятельность
Система государственной службы Российской Федерации
Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
Государственная служба субъектов Российской Федерации
Государственный служащий: понятие, классификация
Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
- Должности государственной службы: понятие
Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
Прохождение государственной гражданской службы
Социальный и правовой статус государственного служащего России
Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
Управление государственной службой
- Концептуальные основы управления государственной службой
Система управления государственной службой Российской Федерации
Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
Формирование кадрового состава гражданской службы
Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
- Теоретические основы оценки персонала государственной службы
Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
Управление служебно-деловой карьерой
- Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
Коррупция в органах государственной власти
- Сущность коррупции как социального явления
Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
- Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
Опыт государственной службы и кадровой политики России
Кадровая служба государственного органа
Кадровая служба государственного органа — это подразделение в структуре государственной службы, которое выполняет функции и задачи, установленные ст. 44 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ о кадровой работе.
Кадровая служба должна практически обеспечивать реализацию руководством государственного органа его задач и функций, занимаясь решением организационно-управленческих задач, формированием кадрового состава профессиональным развитием персонала, анализом и регулированием служебного продвижения госслужащих, применяя наиболее эффективные кадровые технологии.
Функции, полномочия и структура кадровой службы государственного органа определяются Положением о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, которое, согласно Федеральному закону № 79-ФЗ (ст. 44, п. 2), должно утверждаться в каждом государственном органе его руководителем. Как правило, это подразделение в государственном органе называется управлением государственной службы и кадров. Оно выполняет две базовые функции: занимается вопросами организации и прохождения государственной службы и собственно кадровой работой — поиском, отбором, укомплектованием штатов и кадровым делопроизводством.
Кадровая служба имеется в каждом государственном органе. Но ее социальный и функционально-правовой статус пока низок по сравнению с кадровыми службами в зарубежных странах, где работа с людьми, управление их профессиональным и личностным развитием давно стали приоритетными.
Положение о кадровой службе — документ, определяющий общие вопросы организации кадровой службы, ее основные цели, задачи и функции, права и обязанности, ответственность и порядок взаимоотношений с другими структурными подразделениями государственного органа.
Типовое Положение о кадровой службе может включать в себя следующие разделы:
Раздел 1. Общие положения.
Раздел 2. Основные задачи кадровой службы. (по ст. 44 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ). В деятельности современной кадровой службы выделяются два основных направления — вопросы кадровой практики и вопросы государственной службы. Не случайно многие кадровые подразделения государственных органов сейчас называются управлениями государственной службы и кадров (раньше назывались управлениями кадров).
Раздел 3. Структура кадровой службы. Структура и штатная численность кадровой службы утверждаются в установленном порядке руководителем органа Структура (наименование и количество отделов) зависит от профессиональной специфики государственного органа. Численность работников кадровой службы, как правило, определяется из расчета: один специалист на 50 сотрудников. В ее состав входят специалисты, занятые профессиональным отбором, адаптацией и определением профпригодности работников; обучением кадров; соблюдением норм служебного и трудового права; оценкой кадров, определением и развитием их потенциальных способностей; оформлением и учетом персонала, ведением кадрового делопроизводства и т. д.
Раздел 4. Права и обязанности руководителя кадровой службы. Руководитель кадровой службы подчиняется непосредственно руководителю государственного органа. Он возглавляет работу службы, реализует задами, возложенные на нее, и несет персональную ответственность за ее деятельность. Руководитель имеет право: утверждать перспективный план кадровой работы в государственном органе; готовить проекты документов по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения и должностного роста сотрудников; давать обязательные для исполнения указания работникам аппарата государственного органа по вопросам, относящимся к компетенции кадровой службы; осуществлять подбор и расстановку персонала в кадровой службе; согласовывать разрабатываемые в государственном органе проекты приказов, инструкций и т. п.; вносить руководителю государственного органа предложения о поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности служащих и т. д. Периодически, не менее двух раз в год, он представляет руководству государственного органа анализ состояния кадровой работы.
Раздел 5. Основные требования к квалификации работников кадровой службы. Работники кадровой службы должны в максимальной степени соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к их должностям. На кадровой службе должны находиться специалисты, как правило, с высшим гуманитарным образованием, имеющие опыт практической управленческой и кадровой работы и хорошо знающие служебное и трудовое право. Наиболее приемлемыми являются специальности (профессиональное образование): «государственное и муниципальное управление», «юриспруденция», «управление персоналом», «социология», «психология».
На сегодняшний день главным кадровым органом страны является Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам. В Положении об Управлении, утвержденном указом Президента РФ от 25 июня 2005 г. № 799, фиксируются задачи, функции и права этого подразделения.
Управление является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. Основными задачами Управления являются:
- участие в обеспечении реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по решению кадровых вопросов, а также вопросов, касающихся награждения государственными наградами России и присвоения почетных званий РФ;
- осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ по кадровым вопросам и вопросам, касающимся государственных наград;
- подготовка предложений Президенту РФ по вопросам осуществления кадровой политики и единой политики в области государственных наград;
- обеспечение деятельности Российского организационного комитета «Победа», Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ, Комиссии при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, а также в пределах своей компетенции деятельности иных совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;
- кадровое и организационно-штатное обеспечение деятельности Администрации Президента РФ.
Наряду с этими четырьмя основными Управление выполняет много других функций.
Для осуществления своих задач и функций управление имеет право:
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;
- пользоваться банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти;
- привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Руководство деятельностью Управления осуществляет начальник Управления, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению руководителя Администрации Президента
Структурно Управление состоит из 12 департаментов: военной кадровой политики, кадровой политики в специальных службах, кадровой политики в правоохранительных органах, кадровой политики в органах судопроизводства и прокуратуры, инспектирования и контроля работы с кадрами, работы с персоналом Администрации Президента РФ, правового обеспечения, анализа кадровых процессов и перспективного планирования, государственной наградной политики, организации вручения государственных наград, по обеспечению деятельности консультативных органов, организационно-технического обеспечения. Штатная численность Управления — около 150 человек.
В федеральной законодательной ветви власти — Государственной Думе РФ в рамках ее центрального аппарата создана и функционирует своя кадровая служба — Управление государственной службы и кадров. Это кадровое подразделение состоит из следующих отделов: по работе с депутатами и их помощниками; по работе с персоналом аппарата Государственной Думы; обеспечения прохождения государственной службы и повышения квалификации; специальных работ. Наряду с этим есть своя служба делопроизводства. Аналогичное подразделение имеется и в верхней палате Федерального Собрания — Совете Федерации. Оно также называется Управлением государственной службы и кадров.
В администрациях субъектов РФ существуют свои структурные подразделения по кадровым вопросам, имеющие разные наименования, задачи и функции, — департаменты, управления, отделы. Например, в правительстве Москвы функционирует Управление государственной службы и кадров. Структурно оно состоит из отделов государственной службы; учета персонала; профессиональной переподготовки и повышения квалификации; государственных наград; руководящих кадров и государственных структур.
О том, насколько эффективна сегодня работа кадровых служб государственных органов, в какой-то мере можно судить по данным социологических опросов респондентов — служащих и экспертов. Основными приоритетами кадровой работы на государственной службе названы (по убывающей): повышение авторитета и престижа государственной службы, профессиональное развитие государственных служащих, защита государственной службы от непрофессионалов, защита госслужащих от кадрового волюнтаризма руководителей, обеспечение открытости кадровой политики на государственной службе, подготовка специалистов для кадровых служб и органов управления государственной службой.
На вопрос, какие меры необходимо принять для повышения эффективности государственной кадровой политики и работы, респонденты-служащие ответили (по убывающей): создать более гибкую и прогрессивную систему оплаты труда, обеспечить профессиональный отбор и подбор кадров, не допускать участия госслужащих в политическом противоборстве, повысить профессиональный уровень работников кадровых служб, осуществлять объективный конкурсный отбор кадров и объективную оценку персонала, наладить служебный и общественный контроль за кадровой работой.
Выводы очевидны: руководителям государственных органов и руководителям кадровых служб следует обратить более пристальное внимание на вопросы открытости проводимой кадровой политики и кадровой деятельности, пресечения фактов субъективизма и кадрового произвола, повышения уровня правовой и социальной защищенности персонала, роста его профессионального уровня и обеспечения должностного роста, содействия не на словах, а на деле служебной карьере.
Практика свидетельствует, что приоритетными задачами и направлениями работы кадровых служб государственных органов на ближайшее время должны стать:
- внедрение новой системы поиска и отбора кадров государственной службы;
- обеспечение устойчивого и непрерывного профессионального развития персонала государственных органов;
- формирование и рациональное использование кадрового резерва;
Представляет интерес оценка самих государственных служащих по данной проблеме. На вопрос, какие меры, необходимо принять для повышения эффективности работы кадровых служб федеральных органов власти, были получены такие ответы (по убывающей): совершенствовать специальную подготовку работников кадровых служб, совершенствовать законодательство по проблемам государственной службы, разработать стратегию и тактику кадрового обеспечения государственной службы, повысить правовой и социальный статус кадровых служб, совершенствовать информационно-аналитическое обеспечение работы с кадрами, улучшить техническое оснащение кадровых служб.