Эксперты советуют: нужно поработать в этой сфере на наёмной позиции. Потому что если зайти на рынок извне, обязательно допустишь много ошибок. Необходимо достаточно глубокое понимание кадрового рынка, количества и качества кандидатов на вакансию, мониторинга заработных плат и других показателей, ведь кадровый бизнес — это бизнес сложный и долгоокупаемый. Это не простая перепродажа товара, это проектная работа: каждый работодатель, каждая вакансия — это проект. Поэтому сначала стоит поработать hr-менеджером или менеджером по развитию в серьезной рекрутинговой компании. Можно участвовать как на этапе продаж, так и на этапе закрытия вакансии.
В нашем бизнесе нужно реагировать на ситуацию. Нужно к клиенту подходить нестандартно, не по шаблону. Поэтому в бизнесе надо повариться, иметь большой набор инструментов для подбора. Приведу пример нестандартного обращения. Агентство коммерческой недвижимости ищет сотрудника. Оно занимается и продажами крупных объектов недвижимости, и арендой, имеет готовую базу, репутацию. При этом это очень узкий сегмент. Опытных кандидатов на рынке — человек 20 за месяц. То есть вероятность закрытия вакансии низкая. Можно искать среди неопытных — взять любого менеджера по продажам и переориентировать на коммерческую недвижимость. Но тут большой процент несоответствия, непопадания, отказов. При этом работодатель хочет провести что-то типа конкурса, пропустить через себя большое количество соискателей, набрать команду из 3-5 человек и оставить из неё одного-двух. Мы помогаем разработать адаптационный план, даём рекомендации, как правильно ввести новичка в должность. Также оказываем услуги скрининга — то есть обзваниваем кандидатов и приглашаем к работодателю, создавая постоянный поток кандидатов. В данном случае нестандартно подошли к источникам поиска: провели рассылку в соцсетях по кандидатам из сферы недвижимости.
Что касается конкуренции. то из нескольких десятков агентств, работающих в городе, конкурентами и коллегами героиня нашей статьи назвала не больше десяти — они действительно работают цивилизованно, по стандартам, соблюдая сроки, качество, условия, репутацию. Поэтому серьезных игроков на рынке, как правило, не много. Но открывая агентство, лучше всего иметь какую-то идею, чтобы было уникальное торговое предложение. Не делать под копирку, а найти себя в незанятой нише — взять то, чем меньше всего занимаются. Какой-то сегмент или услуга, или персонал, который не занят другими агентствами. Это может быть то, в чём рынок сейчас больше всего нуждается: например, всегда есть спрос на продажи, на рабочие специальности.
Как узнать о том, в чём нуждается рынок? Когда ты находишься в этом бизнесе, есть более частые заявки и запросы от работодателей, и становится понятно, что и кому нужно. Можно зайти на тот же HeadHunter или Avito и посмотреть количество вакансий по каждой профобласти. Можно запросить маркетинговую аналитику у тех же самых работных ресурсов или статистику с поисковых запросов в интернет-агентстве.
Как наработать базу клиентов и первые контакты? Способов много: активный холодный обзвон с предложениями, с рассылкой коммерческих предложений, с назначением встречи; бизнес-мероприятия, семинары, конференции по общим темам; реклама на Яндекс. директ; стать информационным партнёром на мероприятиях. Если нет личных контактов, то без рекламы не получится. Можно проводить вводные мастер-классы для предпринимателей и руководителей или сделать вводные услуги, которые стоят недорого, также можно провести бесплатную диагностику для компаний в обмен на рекомендации и расширение своей базы.
Как правило, в рекрутинговое агентство большинство компаний обращаются тогда, когда сотрудник им нужен уже вчера или уже завтра.
Стратегию работы следует выстраивать, сразу уточнив у клиента: есть ли у него кем заменить сотрудника, открывается ли в регионе новое представительство или они уже давно работают здесь, есть ли уже сформированный функционал или это новая должность, срочно необходим сотрудник или еще можно подумать, и т. д. Эта подготовительная работа зачастую проводится агентством бесплатно перед заключением договора для полного понимания запроса. Иногда работодатель сам не знает, какой сотрудник ему нужен. Допустим, он впервые нанимает начальника отдела продаж и не знает, какая оплата, какой функционал и какие требования к вакансии. Исходя из этого, формируется профиль кандидата и стоимость его подбора. Как правило, клиентам нужно время, чтобы принять окончательное решение о сотрудничестве с агентством — в среднем от одного до десяти рабочих дней.