Управление государственной и муниципальной службами

 Управление государственной и муниципальной службамиВ самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (кем-либо).

Государственная служба в современном понимании сводится к исполнению функций государственного управления, рассматриваемого в широком смысле, то есть как управленческая деятельность всех государственных органов в системе исполнительной, представительной и судебной власти.

В процессе формирования государственной службы и дальнейшего развития ее системы актуализируется вопрос об управлении государственной службой.

Управление государственной службой можно рассматривать с двух сторон:

  1. Управление как организующая деятельность, имеющая определенное административное содержание и особый предмет и осуществляемая в установленных организационно-правовых формах.
  2. Управление как деятельность специально созданных органов.

Управление государственной службой осуществляется с целью обеспечения деятельности государственных служащих в государственных органах, проведения единой государственной кадровой политики, созданий гарантий функционирования государственных органов в соответствии с публичными интересами на базе установленных Конституцией РФ, федеральными законами, уставами (конституциями) субъектов РФ принципов.

Управление государственной службой характеризуется следующими признаками:

  • это практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института государственной службы;
  • это функция государственных органов, которая реализуется специально созданными органами; осуществляется в определенных организационно-правовых формах;
  • основной целью управления является удовлетворение интересов государства и публичных интересов в целом;
  • управление основывается на принципах законности, гласности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицам нижестоящих государственных органов и государственных служащих, единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, стабильности государственной службы.

Органы управления государственной службой во многом осуществляют функции государственной службы. Вместе с тем, функции государственной службы – это основное воздействие государственной службы на развитие государства (оно может быть позитивным либо негативным) и, как следствие, обеспечение благосостояния общества, которому и служит само государство.

Практически каждый орган по управлению государственной службой выполняет следующие основные задачи:

  • обоснование предложений по развитию аппарата государственных органов РФ и субъектов Федерации;
  • практическое осуществление положений законодательных актов в сфере организации и функционирования государственной службы;
  • анализ, исследование и оценка деятельности персонала государственных органов;
  • контроль за реализацией государственной кадровой политики;
  • прогнозирование и планирование развития персонала государственных органов;
  • организационно-методическое руководство и координация деятельности по оценке результатов труда служащих, проведению квалификационных экзаменов, аттестации, испытаний и т. д.;
  • управление системой переподготовки и повышения квалификации персонала государственных органов;
  • разработка проектов штатов государственных органов, фондов заработной платы, требований к должности, методических указаний и рекомендаций по организации труда персонала государственных органов;
  • координация работы по проведению аттестации государственных служащих;
  • организационное и методическое руководство системой испытания, подготовки и повышения квалификации государственных служащих;
  • организация и координация научных исследований в области государственной службы и внедрение их результатов в практическую деятельность органов государства и государственных служащих;
  • ведение реестров государственных служащих и создание на этой основе информационных систем банков персонала для государственной службы.

Непосредственное управление государственной службой осуществляют государственные органы через образуемые ими кадровые службы (службы работы с персоналом), которые подчиняются руководителю государственного органа либо находятся в двойном подчинении: непосредственно – государственным органам, а функционально – соответствующим управлениям государственной службы.

Государственные служащие являются кадрами органов государственной власти, работа с ними – это осуществление одной из общих функций управления – кадровой.

Организацией системы государственной службы в Российской Федерации занимаются различные структуры. На федеральном уровне кадровую политику формируют Президент и правительство РФ, имеющие в своем подчинении специализированные органы. Так, при Президенте РФ действует Совет по вопросам государственной службы, состоящий из равного числа представителей Президента, палат Федерального Собрания, правительства, высших органов судебной власти РФ. К его ведению отнесены важнейшие вопросы организационного правового обеспечения деятельности эффективности государственной службы. В этих целях он анализирует состояние и эффективность государственной службы в органах государственной власти; координирует разработку проектов нормативных актов по вопросам организации государственной службы. Совет в установленном порядке организует работу по формированию конкурсных комиссий, проведению аттестаций и государственных квалификационных экзаменов; разрабатывает предложения по формированию Реестра государственных должностей Российской Федерации, ведет федеральный реестр государственных служащих, осуществляет методическое руководство подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих и выполняет другие функции.

При Президенте действует Совет по кадровой политике, в состав которого включены также председатель Совета Федерации и председатель Государственной Думы. На Совет возложена выборка кадровой политики и межведомственная координация деятельности государственной службы в федеральных органах исполнительной власти. В аппарате правительства РФ действует департамент государственной службы.

В составе администрации Президента РФ в качестве самостоятельного подразделения действует Главное управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров. Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. Оно призвано обеспечивать деятельность Президента РФ по определению им основных направлений кадровой политики и развития государственной службы, а также по решению Президентом РФ кадровых вопросов, отнесенных к его ведению, и т. д.

На уровне Российской Федерации решаются многие принципиальные вопросы организации и регулирования службы в государственных органах, всецело регулируется государственная служба в сферах обороны, таможенного дела, безопасности, иностранных дел, налоговой службы и т. д.

Важную роль, в системе государственной службы призваны сыграть Российская и региональные академии государственной службы. Основные направления их деятельности:

  • разработка предложений по государственной кадровой политике;
  • подготовка рекомендаций по ее формированию и правовому обеспечению;
  • обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих, а также резерва для их замещения;
  • организация и проведение научных исследований в области государственной службы;
  • научное и организационное сопровождение международных программ и проектов в области государственной службы.

В государственном органе для регулярной работы с кадрами создается структурное подразделение, а в органах, штатная численность которых невелика, эта работа возлагается на определенного служащего. Руководит же всей кадровой деятельностью лицо, возглавляющее орган государственной власти.

Федеральный закон “Об основах государственной службы в РФ” устанавливает трехзвенную систему специальных управленческих органов, осуществляющих деятельность по координации работы и решению задач государственной службы, которые определены в законодательных актах Федерации и ее субъектов, и по обеспечению эффективности государственной службы.

Система органов управления государственной службой включает Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ в качестве федерального органа, органы по вопросам государственной службы субъектов РФ, кадровую службу государственного органа.

Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ осуществляет координацию деятельности по реализации задач, вытекающих из Федерального закона “Об основах государственной службы в РФ”.

Указом Президента РФ от 3 июня 1993 г. было утверждено Положение о Совете по кадровой политике при Президенте РФ. Этот Совет является консультативным органом Президента РФ по вопросам разработки и обеспечения реализации кадровой политики в системе исполнительной власти РФ.

Указом Президента РФ № 1750 от 21 декабря 1996 г. было утверждено Положение об Управлении кадровой политики Президента РФ, которое является самостоятельным подразделением администрации Президента РФ.

Указ Президента РФ от 6 июня 1994 г. “О Российской академии государственной службы при Президенте РФ” учредил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Основные направления деятельности академии определяет Президент РФ. На академию возлагаются функции учебно-методического, научного и информационно-аналитического центра по проблемам государственной службы в РФ, управления системой переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

В соответствии с областным законом “О государственной службе Свердловской области” координацию деятельности по реализации задач и вопросов государственной службы осуществляет Управление государственной службы губернатора Свердловской области. Управление государственной службы является структурным подразделением администрации губернатора и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями администрации губернатора Свердловской области.

Кроме управления вопросы государственной службы Свердловской области призваны решать Совет по вопросам государственной службы при губернаторе области и Совет по кадровой политике.

Совет по вопросам государственной службы образован в соответствии со ст. 26 Федерального закона “Об основах государственной службы в РФ” Указом губернатора Свердловской области № 602 от 27 февраля 1996 г. Совет по вопросам государственной службы является консультативным органом губернатора области по вопросам разработки законодательных и других актов, касающихся обеспечения реализации областного закона “О государственной службе Свердловской области”.

Совет возглавляет губернатор Свердловской области, он же председательствует на заседаниях. Совет строит свою деятельность исходя из задач, стоящих перед ним и закрепленных в положении о Совете по вопросам государственной службы при губернаторе Свердловской области.

Резюме. Управление государственной и муниципальной службами в РФ связано с деятельностью по осуществлению прежде всего кадровой политики государства по формированию штатов государственных органов. Важная роль в этом процессе отводится кадровым службам государственных органов, а также специально создаваемым при Президенте РФ и главах исполнительной власти субъектов РФ органам (Совет по вопросам государственной службы, например).