Основы государственной службы и кадровой политики

    Государственная служба в системе власти и государственного управления

    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы

    Теоретико-методологические основы государственной службы

      Общенаучные подходы к теории государственной службы

      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба» Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы

    Государственная служба как социально — правовой институт и профессиональная служебная деятельность

    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе

    Система государственной службы Российской Федерации

    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации

    Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности

    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
      • Государственная служба федеральной исполнительной власти
      • Государственная служба судебной ветви власти

    Государственная служба субъектов Российской Федерации

    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ

    Государственный служащий: понятие, классификация

    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации

    Должности государственной гражданской службы Российской Федерации

      Должности государственной службы: понятие

      • Признаки государственной должности

      Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы

    Прохождение государственной гражданской службы

    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы

    Социальный и правовой статус государственного служащего России

    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой

    Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации

    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе

    Управление государственной службой

      Концептуальные основы управления государственной службой

      • Субъекты и объекты управления

      Система управления государственной службой Российской Федерации

      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России

    Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации

    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации

    Государственная кадровая политика и кадровая доктрина

    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России

    Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики

    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики

    Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики

    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики

    Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы

    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации

    Кадровая работа и кадровая служба государственного органа

    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа

    Формирование кадрового состава гражданской службы

    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей

    Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы

      Теоретические основы оценки персонала государственной службы

      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих

    Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе

    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы

    Управление служебно-деловой карьерой

      Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы

      • Продвижение по службе

      Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой

      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста

    Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы

    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих

    Коррупция в органах государственной власти

      Сущность коррупции как социального явления

      • Аспекты коррупции

      Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти

      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе

    Нравственные основы государственной службы и кадровой политики

    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих

    Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики

      Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы

      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе

    Опыт государственной службы и кадровой политики России

    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Основы государственной службы и кадровой политикиКадровая служба государственного органа

Кадровая служба государственного органа — это подразделение в структуре государственной службы, которое выполняет функции и задачи, установленные ст. 44 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ о кадровой работе.

Кадровая служба должна практически обеспечивать реализацию руководством государственного органа его задач и функций, занимаясь решением организационно-управленческих задач, формированием кадрового состава профессиональным развитием персонала, анализом и регулированием служебного продвижения госслужащих, применяя наиболее эффективные кадровые технологии.

Функции, полномочия и структура кадровой службы государственного органа определяются Положением о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, которое, согласно Федеральному закону № 79-ФЗ (ст. 44, п. 2), должно утверждаться в каждом государственном органе его руководителем. Как правило, это подразделение в государственном органе называется управлением государственной службы и кадров. Оно выполняет две базовые функции: занимается вопросами организации и прохождения государственной службы и собственно кадровой работой — поиском, отбором, укомплектованием штатов и кадровым делопроизводством.

Кадровая служба имеется в каждом государственном органе. Но ее социальный и функционально-правовой статус пока низок по сравнению с кадровыми службами в зарубежных странах, где работа с людьми, управление их профессиональным и личностным развитием давно стали приоритетными.

Положение о кадровой службе — документ, определяющий общие вопросы организации кадровой службы, ее основные цели, задачи и функции, права и обязанности, ответственность и порядок взаимоотношений с другими структурными подразделениями государственного органа.

Типовое Положение о кадровой службе может включать в себя следующие разделы:

Раздел 1. Общие положения.

Раздел 2. Основные задачи кадровой службы. (по ст. 44 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ). В деятельности современной кадровой службы выделяются два основных направления — вопросы кадровой практики и вопросы государственной службы. Не случайно многие кадровые подразделения государственных органов сейчас называются управлениями государственной службы и кадров (раньше назывались управлениями кадров).

Раздел 3. Структура кадровой службы. Структура и штатная численность кадровой службы утверждаются в установленном порядке руководителем органа Структура (наименование и количество отделов) зависит от профессиональной специфики государственного органа. Численность работников кадровой службы, как правило, определяется из расчета: один специалист на 50 сотрудников. В ее состав входят специалисты, занятые профессиональным отбором, адаптацией и определением профпригодности работников; обучением кадров; соблюдением норм служебного и трудового права; оценкой кадров, определением и развитием их потенциальных способностей; оформлением и учетом персонала, ведением кадрового делопроизводства и т. д.

Раздел 4. Права и обязанности руководителя кадровой службы. Руководитель кадровой службы подчиняется непосредственно руководителю государственного органа. Он возглавляет работу службы, реализует задами, возложенные на нее, и несет персональную ответственность за ее деятельность. Руководитель имеет право: утверждать перспективный план кадровой работы в государственном органе; готовить проекты документов по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения и должностного роста сотрудников; давать обязательные для исполнения указания работникам аппарата государственного органа по вопросам, относящимся к компетенции кадровой службы; осуществлять подбор и расстановку персонала в кадровой службе; согласовывать разрабатываемые в государственном органе проекты приказов, инструкций и т. п.; вносить руководителю государственного органа предложения о поощрении или привлечении к дисциплинарной ответственности служащих и т. д. Периодически, не менее двух раз в год, он представляет руководству государственного органа анализ состояния кадровой работы.

Раздел 5. Основные требования к квалификации работников кадровой службы. Работники кадровой службы должны в максимальной степени соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым к их должностям. На кадровой службе должны находиться специалисты, как правило, с высшим гуманитарным образованием, имеющие опыт практической управленческой и кадровой работы и хорошо знающие служебное и трудовое право. Наиболее приемлемыми являются специальности (профессиональное образование): «государственное и муниципальное управление», «юриспруденция», «управление персоналом», «социология», «психология».

На сегодняшний день главным кадровым органом страны является Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам. В Положении об Управлении, утвержденном указом Президента РФ от 25 июня 2005 г. № 799, фиксируются задачи, функции и права этого подразделения.

Управление является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. Основными задачами Управления являются:

  • участие в обеспечении реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по решению кадровых вопросов, а также вопросов, касающихся награждения государственными наградами России и присвоения почетных званий РФ;
  • осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ по кадровым вопросам и вопросам, касающимся государственных наград;
  • подготовка предложений Президенту РФ по вопросам осуществления кадровой политики и единой политики в области государственных наград;
  • обеспечение деятельности Российского организационного комитета «Победа», Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ, Комиссии при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, а также в пределах своей компетенции деятельности иных совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;
  • кадровое и организационно-штатное обеспечение деятельности Администрации Президента РФ.

Наряду с этими четырьмя основными Управление выполняет много других функций.

Для осуществления своих задач и функций управление имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;
  • пользоваться банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти;
  • привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Руководство деятельностью Управления осуществляет начальник Управления, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению руководителя Администрации Президента

Структурно Управление состоит из 12 департаментов: военной кадровой политики, кадровой политики в специальных службах, кадровой политики в правоохранительных органах, кадровой политики в органах судопроизводства и прокуратуры, инспектирования и контроля работы с кадрами, работы с персоналом Администрации Президента РФ, правового обеспечения, анализа кадровых процессов и перспективного планирования, государственной наградной политики, организации вручения государственных наград, по обеспечению деятельности консультативных органов, организационно-технического обеспечения. Штатная численность Управления — около 150 человек.

В федеральной законодательной ветви власти — Государственной Думе РФ в рамках ее центрального аппарата создана и функционирует своя кадровая служба — Управление государственной службы и кадров. Это кадровое подразделение состоит из следующих отделов: по работе с депутатами и их помощниками; по работе с персоналом аппарата Государственной Думы; обеспечения прохождения государственной службы и повышения квалификации; специальных работ. Наряду с этим есть своя служба делопроизводства. Аналогичное подразделение имеется и в верхней палате Федерального Собрания — Совете Федерации. Оно также называется Управлением государственной службы и кадров.

В администрациях субъектов РФ существуют свои структурные подразделения по кадровым вопросам, имеющие разные наименования, задачи и функции, — департаменты, управления, отделы. Например, в правительстве Москвы функционирует Управление государственной службы и кадров. Структурно оно состоит из отделов государственной службы; учета персонала; профессиональной переподготовки и повышения квалификации; государственных наград; руководящих кадров и государственных структур.

О том, насколько эффективна сегодня работа кадровых служб государственных органов, в какой-то мере можно судить по данным социологических опросов респондентов — служащих и экспертов. Основными приоритетами кадровой работы на государственной службе названы (по убывающей): повышение авторитета и престижа государственной службы, профессиональное развитие государственных служащих, защита государственной службы от непрофессионалов, защита госслужащих от кадрового волюнтаризма руководителей, обеспечение открытости кадровой политики на государственной службе, подготовка специалистов для кадровых служб и органов управления государственной службой.

На вопрос, какие меры необходимо принять для повышения эффективности государственной кадровой политики и работы, респонденты-служащие ответили (по убывающей): создать более гибкую и прогрессивную систему оплаты труда, обеспечить профессиональный отбор и подбор кадров, не допускать участия госслужащих в политическом противоборстве, повысить профессиональный уровень работников кадровых служб, осуществлять объективный конкурсный отбор кадров и объективную оценку персонала, наладить служебный и общественный контроль за кадровой работой.

Выводы очевидны: руководителям государственных органов и руководителям кадровых служб следует обратить более пристальное внимание на вопросы открытости проводимой кадровой политики и кадровой деятельности, пресечения фактов субъективизма и кадрового произвола, повышения уровня правовой и социальной защищенности персонала, роста его профессионального уровня и обеспечения должностного роста, содействия не на словах, а на деле служебной карьере.

Практика свидетельствует, что приоритетными задачами и направлениями работы кадровых служб государственных органов на ближайшее время должны стать:

  • внедрение новой системы поиска и отбора кадров государственной службы;
  • обеспечение устойчивого и непрерывного профессионального развития персонала государственных органов;
  • формирование и рациональное использование кадрового резерва;
  • планирование и реализация служебной карьеры;
  • становление единой системы государственных гарантий и социальной защиты государственных служащих;
  • активизация государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства о государственной службе и кадровой деятельности;
  • согласование вопросов взаимодействия, соподчиненности с государственными органами по управлению государственной службой по предметам ведения и дифференциации задач и осуществляемых функций.
  • Представляет интерес оценка самих государственных служащих по данной проблеме. На вопрос, какие меры, необходимо принять для повышения эффективности работы кадровых служб федеральных органов власти, были получены такие ответы (по убывающей): совершенствовать специальную подготовку работников кадровых служб, совершенствовать законодательство по проблемам государственной службы, разработать стратегию и тактику кадрового обеспечения государственной службы, повысить правовой и социальный статус кадровых служб, совершенствовать информационно-аналитическое обеспечение работы с кадрами, улучшить техническое оснащение кадровых служб.